Проведение государственной кадастровой оценки земель на территории Томской области в 2021 году

 

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ  «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Томской области уполномоченным органом в сфере государственной кадастровой оценки является Департамент по управлению государственной собственностью Томской области(https://dugs.tomsk.gov.ru/).

Ранее Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области  распоряжением от 11.06.2020 № 483 было принято решение о проведении на территории Томской области в 2021 году государственной кадастровой оценки земельных участков из состава земель лесного, водного фондов и земель запаса. Однако с принятием Федерального закона от 31.07.2020 №269-ФЗ, устанавливающего иную периодичность проведения государственной кадастровой оценки, это распоряжение в декабре 2020 года признано утратившим силу.

С 1 января 2022 года предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней оценки, города федерального значения смогут сократить этот срок вдвое.

Так, во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке будет проведена в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

Узнать о том, что принято решение о проведении кадастровой оценки, правообладатели могут на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ, который принял решение; в Фонде данных государственной кадастровой оценки (https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO); в официальных СМИ субъекта РФ. Такая информация размещается в этих источниках в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о проведении кадастровой оценки.

На официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://dugs.tomsk.gov.ru/) в разделе «Кадастровая оценка» опубликовано распоряжение от 01.02.2021 № 48, которым принято решение о проведении на территории Томской области в 2022 году государственной кадастровой оценки земельных участков.

На определение кадастровой стоимости уполномочено Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК») (https://www.gko70.ru/).

Подготовку к проведению государственной кадастровой оценки бюджетное учреждение осуществляет на постоянной основе. В рамках подготовки собирается, обрабатывается и учитывается информация обо всех объектах недвижимости, в том числе кадастровая стоимость, которых была установлена в размере рыночной стоимости.

На этапе подготовки в целях уточнения характеристик правообладатель вправе предоставить в бюджетное учреждение декларацию о характеристиках объекта недвижимости с приложением. Декларацию можно подать в ОГБУ «ТОЦИК» лично, через МФЦ,  Интернет,  а также почтовым отправлением по адресу: 634009, г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2. Это позволит исключить ошибки в сведениях об объекте недвижимости, которые учитываются при определении кадастровой стоимости.

 


 

 

Погашение в ЕГРН регистрационной записи об ипотеке

 

По общему правилу для погашения записи об ипотеке залогодатель и залогодержатель должны обратиться совместно. Основанием для погашения записи будет их заявление. Однако в некоторых случаях за прекращением ипотеки может отдельно обратиться как залогодатель, так и залогодержатель. При этом могут потребоваться и иные документы-основания, например, закладная - при обращении залогодателя.

За погашением записи об ипотеке могут обратиться:

-·совместно залогодатель и залогодержатель;

-·залогодатель или залогодержатель, если выдавалась закладная.

Залогодатель в случаях:

- если ипотека погашается по решению суда, арбитражного суда;

- ипотека возникла в силу Закона об участии в долевом строительстве (в данном случае залогодателем является застройщик);

- организация-залогодержатель ликвидирована;

-нотариус (его помощник), если договор об ипотеке (договор, по которому возникла ипотека в силу закона) был удостоверен нотариально.

Погашение регистрационной записи об ипотеке не является государственной регистрацией прав. Тем не менее в отношении любых действий органа регистрации прав, как регистрационных, так и не регистрационных, нужно оформить заявление.

Отметим, что запись об ипотеке земельного участка (права аренды, субаренды земельного участка) погашается только после того, как будут погашены записи об ипотеке всех объектов долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

Регистрационная запись об ипотеке погашается в следующие сроки после того, как заявление поступило в орган регистрации прав:

·3 рабочих дня - по общему правилу;

·5 рабочих дней - если ипотека возникла в силу Закона об участии в долевом строительстве.

При погашение регистрационной записи об ипотеке выписка из ЕГРН не выдается и специальная регистрационная надпись на документах не проставляется.

Если для погашения записи об ипотеке представлялась закладная, то орган регистрации прав ее аннулирует. Бывший залогодатель может получить лишь аннулированную закладную.

При необходимости подтвердить погашение записи об ипотеке можно, запросив выписку из ЕГРН.

Госпошлину за погашение регистрационной записи об ипотеке уплачивать не нужно.

 

 


 

 

Управление Росреестра по Томской области: ранее учтенные в ЕГРН объекты, по которым отсутствуют сведения о правообладателях

 

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее - Закон, которым установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

В соответствии с Законом органам исполнительной власти субъектов, органам местного самоуправления необходимо выявить правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными, и направить сведения о них в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Кроме того, Закон дает органам местного самоуправления возможность снять с кадастрового учета прекратившие существование здания и сооружения.

Под ранее учтенными объектами понимаются объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Этот закон начал действовать на территории Томской области с 03.09.1998 года. Такие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Отсутствие сведений о правообладателях ранее учтенных объектов в ЕГРН может быть обусловлено различными причинами, начиная от неполноты сведений в правоустанавливающих документах собственников объектов, до нежелания собственника зарегистрировать своё право в ЕГРН.

В целях выявления правообладателей органы местного самоуправления должны будут проанализировать имеющуюся у них информацию, а в случае необходимости запросить дополнительную информацию (например, в органах записи актов гражданского состояния, органах внутренних дел, налоговых органов, нотариусов и т.п.).

После выявления собственников ранее учтенных объектов органы местного самоуправления направят в территориальный орган Росреестра заявления о внесении сведений в ЕГРН, при этом ими также будут уведомлены по электронной почте собственники объектов недвижимости.

Как органам местного самоуправления, так и Управлению Росреестра по Томской области, предстоит огромная работа, - сообщила исполняющая обязанности Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук, - Управлением сформированы перечни объектов недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах. В общей сложности, в указанные перечни вошли 165963 записи об объектах, по которым отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, в том числе, 27451 земельный участок и 138512 объектов капитального строительства и помещений. В частности, в данные списки попали сведения о 37119 помещениях в многоквартирных домах, на которые не зарегистрированы права. В настоящее время списки объектов капитального строительства и земельных участков с отсутствующими правообладателями направляются в органы местного самоуправления для проведения мероприятий по выявлению правообладателей.

Внесение сведений о правообладателях ранее учтенных объектов позволит повысить качество содержащихся в ЕГРН данных, противодействовать различного рода противоправным посягательствам третьих лиц  на имущество, имеющее собственников, и т.д.

Следует отметить, что правообладатели ранее учтенных объектов, не дожидаясь, когда сведения о них будут внесены в ЕГРН по заявлениям органов местного самоуправления, при наличии у них желания могут самостоятельно обратиться в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. Такая регистрация проводится бесплатно, государственная пошлина за государственную регистрацию права, возникшего до 03.09.1998 года, не взимается.

 


 

 

Новый закон позволит выявить не оформленную в собственность недвижимость

 

С 29 июня в Рос­сии нач­ался процесс выявления пра­во­об­ла­да­те­лей не­оформ­лен­ной не­дви­жи­мо­сти. Све­де­ния о таких правообладателях бу­дут вклю­чать­ся в го­сударственный ре­естр.

Пол­но­мо­чи­я­ми по вы­яв­ле­нию соб­ствен­ни­ков Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (За­кон № 518-ФЗ) на­де­ле­ны му­ни­ци­па­ли­те­ты.

В настоящее время в Еди­ный го­су­дар­ствен­ный ре­естр не­дви­жи­мо­сти (ЕГРН) вно­сят­ся по­дроб­ные дан­ные о вла­дель­цах недвижимости (квар­тир, до­мов и зе­мель­ных участ­ков), поз­во­ля­ю­щие чёт­ко иден­ти­фи­ци­ро­вать соб­ствен­ни­ков. Од­на­ко в 1990-х дей­ство­вал дру­гой по­ря­док оформ­ле­ния до­ку­мен­тов — в них ука­зы­ва­лись толь­ко фа­ми­лия, имя и от­че­ство вла­дель­ца. Та­кой по­ря­док сни­жа­ет сте­пень за­щи­ты пра­ва соб­ствен­но­сти на не­дви­жи­мость и со­зда­ет риск не­воз­мож­но­сти уче­та прав в экс­трен­ных си­ту­а­ци­ях. На­при­мер, при изъ­я­тии зе­мель­но­го участ­ка для го­су­дар­ствен­ных нужд.

Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук: «Реализация положений закона приведет к наполнению государственного реестра недвижимости актуальными сведениями о ранее учтенных объектах недвижимости и их правообладателях. Это, в свою очередь, повысит степень защиты прав собственности и иных вещных прав на такой объект и приведет к повышению эффективности налогообложения недвижимого имущества, обеспечив тем самым дополнительные поступления в региональные и местные бюджеты».

В частности, новый закон дополняет Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» статьей 69.1, в соответствии с которой муниципалитеты наделяются полномочиями по:

– выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со ст.69 Закона №218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

– обеспечению внесения в ЕГРН сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (до 3 сентября 1998 года).

– подготовке проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

– принятию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

– направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости.

При этом лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо в случае несогласия с результатами проведенных органами местного самоуправления мероприятий вправе представить возражения в письменной форме.

В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившее свое существование, уполномоченный орган обязан снять такой объект недвижимости с кадастрового учета. При этом снятие с кадастрового учета такого объекта осуществляется на основании акта осмотра объекта, а не на основании акта обследования.

Также уполномоченные органы вправе осуществлять комплексные кадастровые работы в отношении ранее учтенных объектов недвижимости и в дальнейшем обращаться в орган регистрации без доверенности от имени правообладателей земельных участков с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельных участков.

Узнать, внесены ли сведения о недвижимости в ЕГРН можно с помощью электронных сервисов Росреестра и Федеральной кадастровой палаты по выдаче сведений из ЕГРН.

 


 

 

Комплексные кадастровые работы

 

Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимого имущества расположенных на территории кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов. Объектами недвижимого имущества могут быть:

- земельные участки, описание местоположение границ которых не соответствует требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации);

 - земельные участки, которые образуются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации;

- здания, сооружения (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

 В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

- осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

- осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

- обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением линейных объектов;

- обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

- обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Повторное выполнение комплексных кадастровых работ на территории кадастрового квартала (кварталов), ранее являвшегося территорией выполнения комплексных кадастровых работ, не допускается.

В случае выявления расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ земельных участков, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, исполнитель комплексных кадастровых работ направляет сведения о выявленных объектах заказчику комплексных кадастровых работ.  

Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется  за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и за счет средств физических и (или) юридических лиц, заинтересованных в выполнении таких работ.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном Законом о регистрации порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.

В настоящий момент на территории Томской области проходят комплексные кадастровые работы в отношении земельных участков, расположенных в Богашевском, Мирненском, Зональненском, Копыловском сельских поселений Томского района, а также иных районах.

С более подробной информацией о проведении комплексных кадастровых работ на территории Томской области можно ознакомиться на сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области по ссылке: https://dugs.tomsk.gov.ru/kompleksnye-kadastrovye-raboty.

Следует отметить, что представители Управления Росреестра по Томской области входят в состав согласительной комиссии и принимают активное участие при проведении комплексных работ на территории Томской области.

 

 


 

 

Состоялось очередное заседание Оперативного штаба по реализации мероприятий Дорожной карты «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями»

 

27 июля 2021 года в Управлении Росреестра по Томской области прошло очередное заседание Оперативного штаба по реализации мероприятий Дорожной карты «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями».

В ходе заседания специалистами Управления и представителями администраций Томской области, Томского района и г. Томска были рассмотрены вопросы реализации на территории Томской области мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук: «Росреестр является центром компетенций при проведении работ по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) необходимыми сведениями, в том числе о правообладателях, чьи права возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Ведь качество любой услуги или сервиса определяется качеством исходных данных. Проводимые Росреестром и органами местного самоуправления мероприятия по выявлению и внесению в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости имеют большое значение и оказывают влияние на многие факторы, в том числе на качество оказания услуг и повышение инвестиционной привлекательности региона».

В своем выступлении консультант Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Елена Кузьминская рассказала, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» утверждена новая целевая модель «Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества» (далее - Целевая модель).

В настоящее время в целях приведения в соответствие распоряжения Администрации Томской области от 01.03.2017 № 121-ра «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Внедрение в Томской области целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» с распоряжением Правительства от 31.01.2017 № 147-р, Департаментом инвестиций Томской области разработан проект распоряжения.

Целевая модель учитывает практический опыт реализации мер, направленных на повышение эффективности процедур постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Кроме этого, Целевая модель определяет приоритетные направления развития инвестиционной привлекательности в регионах Российской Федерации в учетно-регистрационной сфере, путем координации усилий государства, бизнеса и общества, а также профессиональных участников рынка недвижимости.

 


 

 

Государственная пошлина, уплачиваемая при государственной регистрации прав

 

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Согласно ст. 17. Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации), за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий указаны в
ст. 333.33 НК РФ (часть вторая). В соответствии с пп. 22 п.1 ст.333.33, например, за регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, физические лица заплатят 2000 рублей, юридические лица 22000 рублей.

Размеры государственной пошлины, установленные НК РФ за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Действия, за которые не нужно уплачивать госпошлину, перечислены в пп. 4.1 - 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Так, прежний правообладатель не уплачивает госпошлину при переходе права на недвижимость к новому правообладателю, так как его право прекращается. Заявление в этом случае подают обе стороны договора, но госпошлину должен уплатить только новый правообладатель (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Госпошлина не уплачивается и при государственной регистрации возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объект недвижимости (пп. 8 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Также госпошлина не уплачивается при государственной регистрации, например:

· арестов недвижимости и их прекращения (пп. 5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

· ипотеки в силу закона, погашения записи об ипотеке (пп. 6 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

· прекращения прав, в том числе при ликвидации объекта недвижимости, преобразовании (реконструкции) недвижимости, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

· прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимость (пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Следует отметить, что если соглашение о расторжении договора аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, то за государственную регистрацию такого соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах установленных пп. 22 и 25 п.1 ст.333.33 НК РФ. Статья 333.35 НК РФ предусматривает льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций по уплате государственной пошлины. Так, в силу пп. 15 п. 1 и п. 2 ст. 333.35 НК РФ физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества.

Согласно части 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В связи с этим основанием для освобождения физического лица от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество (пп. 15 пункта 1 ст. 333.35 НК РФ) является решение органа местного самоуправления о признании заявителя малоимущим, принятое в соответствии с законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае, если за регистрацией права одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае, если среди обратившихся лиц одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется, но заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

Однако, стоит отметить следующее, что если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, то государственный регистратор имеет основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения.

 

 


 

 

 

В текущем году получили квитанцию об уплате налога на квартиру, в которой площадь отличается от площади квартиры, указанной  в Выписке из ЕГРН. Как можно уточнить площадь квартиры?

 

На вопрос отвечает Галина Телицына, исполняющая обязанности заместителя начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве: «Для изменения статуса сведений о характеристике, в том числе площади, учтенного в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) объекта недвижимого имущества, правообладателю необходимо обратиться в любой офис ОГКУ Томский областной многофункциональный центр по предоставлению муниципальных и государственных услуг с заявлением, форма которого предусмотрена  Приложением №2 Приказа Росреестра от 19.08.2020 № П/0310 «Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме». В заявлении следует изложить просьбу об уточнении площади объекта недвижимости. После получения заявления Росреестром будет изучена имеющаяся в его распоряжении документация, содержащая техническое описание объекта. При наличии оснований в ЕГРН будут внесены изменения по площади объекта».

 

 


 

 

Внесение в ЕГРН сведений о виде разрешённого использования земельных участков

 

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

- основные виды разрешенного использования;

- условно разрешенные виды использования;

- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка могут быть выбраны правообладателем самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований. Для этого правообладателю земельного участка необходимо обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением, в порядке ст.14,15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Для изменения вида разрешенного использования на вид из состава условно разрешенных правообладателю земельного участка необходимо получить разрешение. Для этого ему необходимо направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в уполномоченный орган муниципального образования. По результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в предоставлении такого разрешения и направляет их главе местной администрации, который в течение трех дней со дня поступления указанных документов принимает соответствующее решение (ч. 2, 8 - 10 ст. 39 ГрК РФ).

При этом в изменении вида разрешенного использования может быть отказано, если земельный участок не соответствует предельным (минимальным или максимальным) размерам и параметрам, установленным для земельных участков с испрашиваемым видом разрешенного использования. Правообладатель земельного участка вправе оспорить отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в судебном порядке (ч. 12 ст. 39 ГрК РФ).

В случае изменение вида разрешенного использования на предусмотренный градостроительным регламентом осуществляется в порядке, установленном законодательством, посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в  правила землепользования и застройки (ст. ст. 31, 32, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ).

Правообладатель земельного участка вправе направить в комиссию предложение о внесении изменений в  правила землепользования и застройки в инициативном порядке либо в случаях, если в результате их применения (п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ): земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно; причиняется вред их правообладателям; снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства; не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Необходимо отметить, что действующим законодательством в сфере ведения ЕГРН не установлено ограничение в отношении количества видов разрешенного использования земельного участка, сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН, при этом их количество не может превышать количества, установленного правилами землепользования застройки в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной

 


 

 

Сделки, подлежащие нотариальному удостоверению

 

Управление Росреестра по Томской области информирует: под нотариальным удостоверением сделки понимается проверка нотариусом или иным уполномоченным лицом законности сделки, включая наличие прав у сторон на ее подписание. Удостоверение сделки осуществляется по правилам, установленным законодательством о нотариате и нормативными правовыми актами органов, регулирующих соответствующие правоотношения.

В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Обязательному в силу закона нотариальному удостоверению подлежат:

- доверенности, от имени одного или нескольких лиц, на имя одного или нескольких лиц на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;

- доверенности, выдаваемые физическими лицами в порядке передоверия;

- завещания;

- сделки, заключаемые лицом (лицами), которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может расписаться самостоятельно, из-за чего подписантом выступает иное лицо;

- договоры ренты;

- сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество;

- сделки, связанные с распоряжением недвижимостью на условиях опеки, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину;

- брачные договоры;

- договоры поручительства, заключаемые застройщиками в целях обеспечения обязательств перед участниками долевого строительства;

- договоры условного депонирования (эскроу), за исключением случаев депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг;

- иные сделки, в отношении которых законом предусмотрена соответствующая форма.

Обязательному в силу соглашения сторон нотариальному удостоверению подлежат сделки, стороны которых договорились об их нотариальном удостоверении, хотя данная форма не требуется в силу закона.

При удостоверении сделок нотариус осуществляет проверку дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, а также наличия волеизъявления заявителей. В случае если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, обратившегося за совершением нотариального действия, проверяются его полномочия, в т.ч. доверенность на предмет ее отмены.

По общему правилу представление необходимых документов является обязанностью сторон сделки. Но в предусмотренных законом случаях нотариус запрашивает некоторые из них самостоятельно. Например, если для удостоверения сделки требуются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона. Содержание нотариально удостоверяемой сделки зачитывается участникам вслух, после чего документ подписывается сторонами в присутствии нотариуса. При удостоверении сделки в электронной форме подписание ее лицом осуществляется простой электронной подписью, требования к которой устанавливаются законодательством РФ, регулирующим отношения в области использования электронных подписей, а удостоверение ее нотариусом - квалифицированной электронной подписью нотариуса. Порядок формирования простой электронной подписи устанавливается Федеральной нотариальной палатой.

После удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.

При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, нотариально удостоверенного факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.

Сроки осуществления государственной регистрации прав три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.

 

 

Просмотров: 672
Источник: Управление Росреестра по Томской области